Методические объединения

 

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 

"Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1"

 

Методические объединения

 

Артемова Лилианна Леонидовна

ПРИЛОЖЕНИЕ К АТТЕСТАЦИИ

Совместная работа педагога и родителей по слухоречевой реабилитации дошкольников с нарушенным слухом

 

Трусова Виктория Александровна

 

Персональный сайт

Диагностический материал для обследования обучающихся В МО

Автоматизация "Н"

Занятие по ФП и РСВ в 10 Б классе

Семинар - практикум «Особенности коррекционной работы в школе»

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА «ИНТОН-М»

 

Ожгибесова Елена Ивановна

Семинар для вновь прибывших педагогов Фонетическая обработка речевого материала

Выступление на МО Формирование коммуникативно-речевой компетенции у учащихся с проблемами слуха

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП

Консультация для родителей Способы беглого исправления дефектов

 

Предметная неделя

Анализ предметной недели методического объединения учителей-предметников

 

Слухоречевая олимпиада

Сценарий Олимпиады 2014

Как это было

Итоги проведения Олимпиады по слухоречевому развитию «В мире звуков».

 

Речевые праздники

РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК «РОССИЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК «СКАЗКИ УЧАТ НАС ДОБРУ»

Речевой праздник «8 марта – для учителя особый праздник»

 

Выступление учителя – дефектолога Л.В. Белокопытовой

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ СЛУХА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

 

Выступление учителя – дефектолога Е.И.Ожгибесовой

Формы, методы и приёмы формирования коммуникативной компетентности школьников с проблемами слуха на индивидуальном занятии

 

Выступление учителя – дефектолога Школьной Г.В. на Окружной научно – практической конференции «Современные вопросы коррекции и реабилитации пациентов с нарушением слуха» в городе Сургуте.

          «Использование аудиовизуального курса верботонального метода в работе с имплантированными детьми» В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей. Послеоперационная слухоречевая реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап КИ и поэтому педагоги нашего образовательного учреждения пытаются искать эффективные методы и приёмы для коррекционной работы с данной категорией детей. Одним из таких методов является верботональный метод, а именно одна из его интегральных частей – аудиовизуальный курс (АВК), эффективность применения которого я почувствовала на своих индивидуальных занятиях по ФП и РСВ на примере учеников, которых у меня двое. Дети обучаются в одном классе, но речевое развитие у них разное. Ученице, 2004 года рождения была проведена операция КИ в феврале 2009 года. Самостоятельно она могла произносить отдельные слова с нарушением звукослоговой структуры, часто повторяла со мной сопряжённо, не понимая значение слов; эмоционально речь была окрашена бедно. У второго учащегося, 2002 года рождения операция была проведена в декабре 2011 года. До операции самостоятельная речь отсутствовала, слова произносил с искажением звукобуквенного состава по слогам и звукам, в звуковом составе присутствовали грубые и негрубые нарушения (закрытая и открытая гнусавость, призвуки, некоторые звуки отмечены в профиле произношения как «непонятные»). Значение слов не понимал, общался с помощью жестов и дактиля. В первом классе был оставлен на повторное обучение. Данные моего небольшого опыта в работе с детьми после КИ позволяют сказать, что при развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора у детей используются те же приемы и методы, как и при работе со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается намного быстрее. Педагоги нашей школы, занимаясь с детьми после КИ, развивают слуховое восприятие по следующим направлениям:

  • обнаружение звука;

  • локализация источника звука в пространстве;

  • различение речевых и неречевых звуков;

  • различение и опознавание различных характеристик звуков;

  • различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды;

  • различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).

          Но быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом \ явлением (ребенок может повторять разные слова, не понимая их значения, даже если он эти слова знает). Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов и накопить импрессивный словарь. По методике АВК я занимаюсь с первым ребёнком второй год, с другим – первый. Аудиовизуально, другими словами, звук и картинка. Картинка дает возможность понимания обыкновенных символов в языке, связывает выражения с реальной ситуацией, помогает звуковому запоминанию. Картинка соотносится с ситуацией – реальностью. Когда ребенок изучает родной язык, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание названия предметов. Картинка показывает не только вещи, людей, но и ситуацию в повседневной жизни. Все картинки связаны между собой, чтобы воспринимались как целая законченная ситуация. Когда значение показано картинкой и соответствующим звуковым сигналом, осуществляется основная функция языка, т.е. выражение значений с помощью звука. В дальнейшем картинка убирается, звуковой сигнал уже принят с её помощью, значит, он будет понятен и без картинки. Формируется слово, предложение. На картинке говорящий изображается с открытым ртом. Если ситуация вопросительная, рисуется вопрос. Если идёт отрицание, картинка зачёркивается. Облаком изображается то, о чём думает говорящий, а кисть руки обозначает слова автора. Занятия на основе АВК направлены на развитие диалогической речи с использованием ситуаций из повседневной жизни детей. Моделирование различных ситуаций помогает зрительно представлять себе партнёра по общению, и переносить имеющиеся знания, умения и навыки в процесс взаимодействия с другими людьми. АВК не учит грамматике отдельно, он учит речи, а грамматика «спрятана в грамматических структурах». Методика проведения АВК включает в себя несколько этапов:

  • первичное восприятие картинок;

  • уточнение понимания ситуации;

  • работа над содержанием;

  • восприятие на слух;

  • драматизация;

  • перенос в другую ситуацию;

  • грамматические упражнения.

Виды работ при этом я предлагаю детям самые разнообразные:

  • перепутать картинки, попросить ребёнка найти ошибки;

  • поиграть в «экзамен» - предложить ребёнку перевёрнутые картинки (он их вытаскивает как билеты, проговаривает фразу и располагает в нужной последовательности на доске);

  • пропустить несколько картинок, а ребёнок должен их вставить;

  • выставить картинки с началом (или концом) АВК, а ребёнок должен их дополнить;

  • последовательно произносить несколько фраз, а ребёнок должен определить, на какой из фраз он остановился;

  • отдать ребёнку картинку, фразу к которой он услышал;

  • ребёнок слушает с перевёрнутыми картинками (без зрительной опоры), это самый сложный вид работы, который показывает, достаточно ли усвоен материал АВК.

          Детям такая форма работы очень нравится. Речевой материал я предъявляю дифференцированно. Первому ребёнку более - развёрнутый, с большим количеством картинок, второму - адаптированный, с меньшим количеством картинок. На материале АВК я даю ребёнку упражнения на развитие двигательной активности, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, т.к. развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Также на материале АВК идёт работа над ритмико-интонационной стороной речи. На данный момент, благодаря занятиям АВК хороший словарный запас у первой ученицы, в самостоятельной речи простые предложения, состоящие из 2-3слов, словесное ударение и правила орфоэпии ребёнок старается соблюдать, меньше стало скованности в речевом общении. Текст пересказывает с частичной опорой на картинки, диалог - без картинок. Шёпотную речь слышит на расстоянии 4м. У второго учащегося тоже заметно вырос словарный запас, мальчик живо интересуется значением непонятных слов, охотно вступает в устное общение. Грубых дефектов в речи нет. Фразы воспроизводит по словам, «помогая» дактилем. Правила орфоэпии и ударения соблюдает частично. При пересказе использует картинки. Шёпотную речь слышит на расстоянии 1м. В своей работе я использую как готовые АВК, разработанные факультетом фонетики Загребского университета, так и собственные АВК, разработанные в соответствие с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. По мере возможности работу по аудиовизуальному курсу продолжает учитель на уроках чтения, развития речи, воспитатель - во внеурочное время. Детям предлагается одна и та же тема, отрабатывается один и тот же словарь, рассматриваются одни и те же картинки. Что позволяют создать такие условия, которые помогают ребёнку быстрее накапливать словарь, развивать речь. Применение АВК особенно эффективно тогда, когда в учебнике мало иллюстраций. В текстах, содержащих диалоги, детям не всегда понятно, кто говорит. Они затрудняются в различении прямой речи и слов автора. Для того, чтобы научить их этому, детям предлагаются картинки к диалогам. Они помогают при чтении по ролям. Дети практически не ошибаются, читая свои роли. Большую помощь оказывают родители. Они понимают важность обучения в естественных ежедневных ситуациях. Для облегчения ребенком восприятия материала на уроке я даю этот материал накануне, чтобы родители его проработали с ребенком дома. Следует отметить, что педагогическая культура родителей совершенствуется, они охотно посещают индивидуальные занятия, выполняют задания сурдопедагога, посещают «Университет для родителей», получают рекомендации по обучению, таким образом, приобретая новые знания о коррекционной работе. Немаловажным фактором для развития устной речи является закрепление фраз в повседневной жизни ребёнка. Здесь большую роль играет также его окружение: родители, родственники, воспитатели, учителя. Все должны помогать закрепить ему эти фразы в быту, создавая искусственные ситуации и используя естественные. Это и является целью всего аудиовизуального курса. В заключение хочется сказать, что разнообразие тем АВК делает речь детей лексически богаче, повышает интерес к занятиям индивидуальной слуховой работы, способствует более осознанному и прочному усвоению программного речевого материала. Об этом свидетельствуют результаты контрольных работ по развитию слухового восприятия за 1-е полугодие 2012-2013 гг. Контрольная работа первым учеником была выполнена на 78% -динамика составляет 16%, а вторым - на 74%, динамика составляет 22%.

 

 

Выступление учителя-дефектолога Шитик О.Н. на научно-практической конференции «Современные вопросы коррекции и реабилитации пациентов с нарушением слуха» в городе Сургуте Тема «Развитие слуха и формирование произношения у детей с кохлеарной имплантацией младшего школьного возраста»

 

          Я занимаюсь с двумя детьми, которым проведена кохлеарная имплантация в разные периоды: Илье в 2009 году, в 6-ти летнем возрасте, Михаилу в 2012 году, в возрасте 10 лет. Потеря слуха у обоих произошла в долингвальный период. Диагнозы: глухота четвёртой группы. До операции дети были биноурально протезированы. Занимались с сурдопедагогом, посещали специализированный детский сад. Сложность работы на первом этапе, заключалась в том, что дети имеют тяжёлые речевые нарушения, а Илья - заболевания дыхательной системы. Поэтому, приоритетным направлением коррекционной работы в начальный период было развитие не только слухового восприятия, но и развитие правильного речевого дыхания, голосового контроля, активизации артикуляторной моторики. Для решения этих задач я использовала в работе элементы дыхательных гимнастик Ипполитовой, (статическую и динамическую), одновременно проводились занятия в кабинете – БОС-здоровье; речевую ритмику Пфафенродт, речедвигательную ритмику А.Я. Мухиной. Что хорошо сказывалось на общем моторном развитии, помогало в вызывании и постановки звуков. Способствовало устранению дефекта «бокового сигматизма». И наряду с дыхательными упражнениями проводился комплекс упражнений, подготавливающими речевой аппарат к фонации. В этом мне помогли методики С.Л. Таптаповой, Ю.С. Василенко, Е.С. Алмазовой — занимающимися коррекцией нарушений голоса у детей. Данные методики были адаптированы мной, созданы альбомы по коррекции голоса, включающие в себя карточки с заданиями. Упражнения проводились в строгой последовательности. В процессе работы мною было отмечено что эти упражнения помогли мне в развитии связной, слитной и интонированной речи детей. Ежедневно я тренировала их на различение неречевых звучаний и использовала всевозможные существующие в логопедической практике программы и занятия с детьми (на компьютере) с обратной связью («Видимая речь», «Игры для развития речи и слуха»). Ребёнок воспринимал звуки с различных носителей, с разного расстояния, с живого голоса, с мобильного телефона. Использовала лоогопедические методики по развитию фонетико-фонематического восприятия, учитывая уровень их слуховых возможностей, а именно: различения звуков по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости - параллельно развивала фонематический слух. Дети быстро усвоили понятия: гласный-согласный звук, твёрдый-мягкий, глухой-звонкий. Проводили звуко-буквенный анализ слова. Для работы с родителями в этом направлении я разработала альбом «Речевичок» и наряду с развитием фонематического слуха включала задания по орфоэпии. Второе направление коррекционно-педагогической помощи на первом этапе представляет работу по подготовке детей к овладению устной речью. Как мы знаем, дети с КИ имеют возможность слышать речь окружающих в более широком диапазоне и их речь развивается спонтанно. В развитии спонтанной речи большую роль играют родители. И наша задача — помочь родителям организовать им такую среду. Работа сурдопедагога и учителя с родителями таких детей - тоже очень важна. Необходимо сформировать у них компетентность в развитии речи своих детей. Для этого проводятся индивидуальные консультации с родителями. Родители посещали занятия сурдопедагога и учителя. И их посещения не были пассивными. Особое внимание я уделяла проведению мастер-классов, где они могли посмотреть «в идеале» и потренироваться общению со своим ребёнком. Учились контролировать их речь, создавать ситуацию для ребёнка, чтобы он обращался, формулировал своё желание с помощью речи. Сначала я разыгрывала простейшие ситуации на бытовые темы: «Поход в магазин», «Подготовка к празднику», «Помощь маме (папе)». Я строила ситуацию так: родители должны были провести подготовительную работу (подготовить речевой материал, варианты ответов и вопросов как взрослого, так и ребёнка), заранее договориться с продавцом в магазине, с членами семьи, объяснить им, о чём пойдёт речь, как вести себя с ребёнком чтобы создавать ситуации, стимулирующие его к речевому общению, какие в речи следует использовать слова, как исправлять произношение. Затем родители приблизительно по такому плану самостоятельно развивали речь и слух своих детей. В работе с родителями мне активно помогала педагог-психолог нашего учреждения. Активное включение педагога-психолога в работу с ребёнком помогло добиться хороших результатов в организации общения его со слышащими сверстниками. Неменьшая заслуга её состоит и в работе с родителями. Родители Ильи обращались к ней за советом, как организовать интеграцию мальчика в среду слышащих? Потому что сами испытывают некоторый дискомфорт, видя, как он теряется в среде слышащих сверстников. Остро стоял вопрос перевода ребёнка в массовую школу после имплантации. Но, учитывая состояние здоровья ребёнка, и то, что школы в данный момент не были полноценно готовы принять такого ученика, чтобы оказывать помощь в работе с сурдопедагогом— было решено оставить его обучаться в школе 1,2 вида, а во вторую половину дня интегрировать ребёнка в среду слышащих. Планомерная работа в этом направлении дала отличные результаты. Родители Ильи организовали свою жизнь так, что один из них постоянно находится с ребёнком (работают посменно). Ребёнок обучается в нашей школе в первую половину дня и занимается с сурдопедагогом. А во второй половине дня посещает школу искусств (рисование) в группе слышащих детей. Посещает различные кружки (совсем недавно стал победителем турнира по шахматам), драматический театр и различные концерты. Постоянно участвует в городских конкурсах, олимпиадах. Посещает музыкальную школу по классу фортепиано, уже выступает на сцене. Нельзя не отметить, что реабилитация детей с кохлеарными имплантами — это работа целой команды специалистов, включающей сурдопедагога, музыкального педагога, психолога, психоневролога. Участие последнего необходимо для значительной части детей с кохлеарными имплантами, поскольку у них нередко наблюдаются сопутствующие нарушения нервной системы вследствие перинатальной патологии. Эти нарушения обусловливают дополнительные речевые расстройства (дизартрия, первичная задержка психомоторного развития), требующие соответствующего лечения. И родители постоянно консультируются и проводят лечение детей у невролога. Возвращаясь к моей непосредственной работе, хочу отметить, что на втором этапе Илье стало доступным понимание ситуаций, увеличился импрессивный и экспрессивный словари. Но были проблемы в интонационной стороне речи. В развитии интонационной стороны речи я применяю различные известные приёмы и методы, но больше внимания уделяю занятиям с речевым тренажёром Интон-М. Не меньшее значение в этом возрасте для развития речи и слуха играет художественная литература. Для развития выразительности речи я стала уделять внимание чтению и слушанию художественной литературы. На начальных этапах мы, совместно с родителями, изготовляли самодельные книжки-малышки на доступном речевом материале или адаптировали сказки. Много разучиваю с детьми стихов, пословиц и поговорок. Что оказывает большую помощь не только в увеличении активного и пассивного словаря, но и развивает интонационную сторону речи, тренирует память, внимание. Использовала различные упражнения для формирования грамматического строя речи, расширения словарного запаса, развития связной речи. Тренировались в составлении рассказа по серии картин, описательных рассказов, сказок-драматизаций, составлению кроссвордов, сочинений. Одновременно уточнялось произношение слов, их значение, учила правильно строить своё высказывание, говорить, отвечать распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм лексики постепенно подводя к тому, чтобы они заканчивали свою мысль. Пока сложным для обоих детей остаётся — изменение слов, их окончаний (особенно у прилагательных), использование в речи предлогов и союзов, поскольку дети в силу возраста не достаточно владеют грамматикой языка. В данный период Илья уже находится на этапе формирования грамматических категорий. Одновременно продолжается обогащение словаря. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов. Может составить диалог, поддержать беседу, пофантазировать. Михаил находится на первоначальном этапе становления грамматических категорий, проходит тренировку в различении неречевых звучаний, развитии фонематического слуха. Развитие спонтанной речи затруднено ограниченностью общения в среде слышащих. Илья находится на самом длительном, сложном этапе. Я провожу работу по обучению ребёнка соблюдать следующие грамматические правила: практическое усвоение способов словообразования; установление причинно-следственных и временных связей при рассмотрении явлений; составление предложений разной структуры с постепенным усложнением; совершенствуем навыки ведения диалога; самостоятельный рассказ, как переход от диалогической к монологической речи. Такая грамматическая работа рассматривается как создание условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики, спонтанных языковых игр, экспериментирования со словом и его формами, на основе словесного творчества, использования языковых средств в разных формах общения со взрослыми и детьми.

 

Методы и приемы коррекционной работы, используемые в слухоречевой реабилитации дошкольников после кохлеарной имплантации. Рычкова И.Е. учитель-дефектолог НС(К)ОШ I, II вида

 

          Ежегодно увеличивается количество детей – реципиентов систем кохлеарной имплантации, поступающих в специальные коррекционные учреждения. Это крайне позитивный признак современной педагогики и сурдопедагогики в частности. Наша школа – не исключение! В текущем учебном году только среди наших дошкольников уже 40% детей пользуются речевым процессором. Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что обучающиеся и воспитанники с кохлеарным имплантом, самой высокоэффективной системой слухоречевой реабилитации, представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим. Поэтому применение традиционных, научно-обоснованных методик обучения глухих и слабослышащих (Е.П.Кузьмичевой, Т.В.Пелымской, Н.Д.Шматко, Э.И.Леонгард, Э.В.Мироновой), доказавших свою высокую эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено в процесс реабилитации пациентов после КИ. Это обусловлено тем, что ребенок с ИСА приобретает навыки на слухо-зрительной основе, а ребенок с речевым процессором - на слуховой основе, что соответствует естественному развитию малыша.

         Для формирования процессов понимания речи и говорения детям необходимо:

  • Накопить в памяти множество образов звуков окружающего мира и звуков речи и научиться их анализировать.

  • Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила словоизменения и связи слов в предложении.

  • Овладеть навыками звукопроизношения.

  • Научиться активно пользоваться речью, как средством общения.

Одновременно маленький ребенок нуждается и в формировании других навыков, которые у глухих обычно развиваются с нарушением:

  • Развитие мышления, памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире.

  • Развитие двигательной активности и координации движений крупной и мелкой моторики.

  • Развитие эмоционально-волевых качеств.

          У всех детей в целом, а у малышей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано. Поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях с привлечением всех участников педпроцесса: врачей, родителей, дефектологов, логопедов, психологов, музыкальных работников.

           Слух и речь у ребенка после КИ развивается в 2-х ситуациях:

  • Спонтанно, в ежедневных естественных ситуациях – дома, на улице, в гостях. Здесь успех имплантации определяется активным участием родителей.

  • Во время целенаправленных занятий. Эти специальные занятия позволяют быстрее развить необходимые навыки.

          На каждом занятии по всем разделам программы , в каждом режимном моменте мы в своей работе опираемся на общедидактические методы и приемы. Существует огромное количество классификаций методов и приемов. Остановимся на специфических методах и приёмах, используемых в слухоречевой реабилитации детей с кохлеарным имплантом. В нашем общеобразовательном учреждении дети раннего возраста после операции кохлеарной имплантации получают коррекционную помощь в группах дошкольного отделения, в которых образовательно-воспитательный процесс осуществляется совместно с детьми, имеющими индивидуальные слуховые аппараты. Дети, имеющие речевой процессор, поступают в дошкольное отделение с разным уровнем речевого развития. Это обусловлено временем потери слуха, возрастом слухопротезирования и проведения операции кохлеарной имплантации, наличием сопутствующих нарушений, а также от того, проводилась ли с ребенком коррекционная работа до операции. Мы уделяем большое внимание коррекционной работе в предоперационный период, т.к. она имеет важное значение для дальнейшего процесса реабилитации детей после операции. Основными задачами коррекционной работы в предоперационный период являются: развитие остаточного слуха ребенка, подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания, активизация голосовых реакций). Для реализации данных задач я использую следующие методы и приемы: Упражнения и игры по развитию слухового восприятия, основанные на выработке условно–двигательной реакции на звук, а также игры направленные на обнаружение и различение речевых и неречевых звуков, различение звучаний по акустическим признакам (громкий – тихий звук, длинное – короткое звучание, определение начала и окончания звучания, определение количества и локализации звучания). С целью развития артикуляционной и мимической мускулатуры, ежедневно проводится артикуляционная гимнастика. Для того чтобы поддержать интерес дошкольника к очень сложному процессу принятия, удержания и переключения артикуляционных поз педагогу необходимо разнообразить этот вид деятельности различными приемами. Мы, например, используем специально подготовленные презентации или картинки-символы. Для формирования правильного речевого (диафрагмального) дыхания проводится дыхательная гимнастика. Для проведения дыхательных упражнений несложно приобрести готовые или самостоятельно изготовить различные приспособления. После проведения операции кохлеарной имплантации дети раннего возраста находятся, как правило, на начальном или основном этапе реабилитации, выделяемым Королевой И.В. В эти периоды необходимо:

  • достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 2 метров;

  • продолжать развивать интерес к любым звукам;

  • активизировать спонтанную голосовую активность, вызывать у ребенка интерес к собственному голосу, возможностям его изменения;

  • продолжать учить обнаруживать и различать звуки по акустическим признакам;

  • связывать звуки с вызывающими их предметами, действиями, а слова с обозначаемыми предметами (действиями, признаками).

          Для реализации задач данного этапа я продолжаю использовать методы и приемы, применяемые на предоперационном этапе, усложняя предъявляемый материал. В этот период важно фиксировать все слуховые и речевые успехи и неудачи ребенка с целью передачи информации аудиологу. Это необходимо для достижения оптимальных параметров настройки речевого процессора. Уже на протяжении нескольких лет с целью формирования у детей ранее перечисленных навыков я использую замечательную серию пособий Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи «Я слышу мир». Пособие состоит из увлекательных наглядных материалов и методических рекомендаций. Все игры объединены единым сюжетом - участием любимых детьми героев – Смешариков. Это добавляет эмоциональность и сюрпризность в процесс обучения. В комплект также входят 4 рабочие тетради, предназначенные для выполнения упражнений на всех этапах развития слуха:

  • Обнаружение и различение неречевых и речевых звучаний

  • Различение часто используемых слов и фраз

  • Развитие фонематического слуха

  • Распознавание устной речи

 

Приведем примеры некоторых методов и приемов, которые я использую на своих занятиях в начальный и основной этап слухоречевой реабилитации:

«Где звучало?»

«Кто позвал?»

«Что ты слышишь?»

«Послушай и повтори»

«Что звучало?»

«Слушай заданный звук»

«Кто как голос подает?»

          Различение звучаний с электронных носителей. Различение звучаний в условиях зашумленности. Упражнения для развития мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Крайне важна в этот период роль родителей. Они имеют большие возможности в привлечении внимания ребенка к окружающим бытовым шумам, звукам улицы и т.п., вызывают у него интерес к слушанию, побуждают пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Сурдопедагог в этот период консультирует и обучает родителей специфическим методам и приемам. В нашей школе с такой просветительской ролью успешно справляется университет для родителей, на заседаниях которого с родителями проводятся практические занятия по развитию дыхания, голоса, фонетической ритмике, родителей консультируют по вопросам ухода и правилам пользования КИ. Важно убедить родителей найти возможность пребывания их детей в среде слышащих сверстников. Наши дети имеют возможность, проводя первую половину дня в специальном коррекционном учреждении, во вторую половину дня посещать кружки, секции, художественную и музыкальную школы, общаясь в естественной речевой среде. Конечно, период реабилитации детей после КИ проходил бы эффективнее в условиях комбинированной группы, в которой слышащие и дети с речевым процессором находились бы в едином образовательном пространстве в течение дня. Но, к сожалению, нормативная база в настоящий период не позволяет нам создать для них такие условия. Верботональный метод. Основная стратегия верботонального метода – развитие ощущений, с помощью которых все тело участвует в восприятии и воспроизведении речи. Почему мы используем верботональный метод в постоперационном процессе реабилитации? Потому что этот метод позволяет развивать слуховосприятие и качественную речь, исходя из положения, что произношение (микромоторика речевых органов) находится в прямой зависимости от макромоторики, а основой мелодики любого языка является ритм, темп, интонация. Начинается работа с вибротактильной фазы с использованием вибрационного стола, а на индивидуальных занятиях можно фиксировать вибратор на руке. Использование аппарата «Интон-М» также приводит не только к лучшему пониманию обращенной речи, но и контролю собственной. Постепенно мультисенсорное восприятие преобразуется в моносенсорное – только слуховое. Верботональный метод предполагает также использование такого приема, как фонетическая ритмика и музыкальное стимулирование. Фонетическая ритмика – гармония тела и стимуляция движений. С помощью движений фонетической ритмики мы активизируем голосовую активность детей, формируем навыки произвольного изменения высоты и силы голоса, вызываем и закрепляем доступные дошкольникам звуки речи, развиваем интонационно – ритмическую сторону речи. В процесс реабилитации детей после КИ вводится обучение игре на музыкальных инструментах и пение. На занятиях дети при работе над ритмами используют барабан, бубен, свисток, фортепиано. В форме игры дети быстро научаются не просто реагировать на звук, но различать как высокие, так и низкие звуки, так как ритм и интонация передаются через низкие частоты, сохранные у детей с нарушением слуха. Третий этап в развитии восприятия речи называют «языковым этапом». Его длительность достигает 5 и более лет. В этот период мы подбираем методы и приемы, развивающие у ребенка способность быстрее обрабатывать речевую информацию, лучше понимать речь и узнавать звуки в условиях зашумленности, запоминать новые слова и стихи, понимать речь, не обращенную к нему, в том числе с электронных носителей. На занятиях по развитию речи мы продолжаем обогащать и активизировать пассивный и активный словарь, формировать грамматические навыки (на слухо-зрительной и слуховой основе), развиваем диалогическую и связную речь, формируем навык чтения и понимания прочитанного. Мы дефектологи, работающие с дошкольниками с КИ, в этот период особо нуждаемся в специальном программном обеспечении, разработанном для обучения и воспитания детей в условиях смешанной группы и квалифицированной логопедической помощи. Четвертый этап – этап развития связной речи и понимания сложных текстов достигается чаще уже к моменту поступления ребенка в начальную школу. В этот период дефектологи используют методы и приемы, направленные на дальнейшее обогащение детей представлениями об окружающем мире, активной лексики, связной речи и совершенствование грамматической системы. Творческий подход на занятиях не только вызывает положительные эмоции у детей, но и благотворно влияет на развитие говорения. Проговаривание во время рисования, обсуждение рисунков и рисование ситуаций из жизни помогает ребенку говорить в естественных ситуациях общения. Необходимо еще раз остановиться на важной роли участия родителей в процессе реабилитации. С гордостью можем рассказать об успешном использовании метода проекта в нашем учреждении. Метод проекта носит исследовательскую направленность и детям необходима помощь родителей в проведении таких исследований и дальнейшей подготовке конечного продукта проекта. Многие родители наших обучающихся и воспитанников активно включаются в совместную деятельность. Данный метод соответствует требованиям современной школы и благоприятно сказывается на социализации детей.

Вывод: В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у детей с КИ достаточно быстро наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи слышащих детей: они естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи. Хорошая реабилитация – залог качественного обучения. Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации! Лучшей оценкой нашей работы может служить запись родителей в книге отзывов: «Спасибо вам огромное! Года 3 назад я не верила никому, что мой ребенок будет понимать устную речь и разговаривать. А сейчас произошло чудо! Словами не выразить свою благодарность. Желаю вам дальнейшего процветания!»

Дата последнего обновления страницы 10.07.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»